Установка шин и их классификация

Колеса определяют разгон, качество хода (плавность, устойчивость на дороге, маневренность) и торможение автомобиля. В большей степени на это влияют шины, которые устанавливаются на диски и образуют колесо автомобиля. Существует большое количество разновидностей шин. Это связано с условиями их эксплуатации. Зимой или летом, осенью или весной, в городе или за городом дороги разные, а значит, и шины желательно иметь в соответствии с этими особенностями. Так, все шины можно разделить на следующие группы:

  • летние (для использования в летнее время года),
  • зимние (пригодны для езды зимой),
  • всесезонные (могут использоваться, как летом, так и зимой).

Все они отличаются конструкцией и составом материала, из которого они сделаны. Шина по своему строению является многослойной. Внешний слой выполняется из резины, он самый толстый, имеет сложный профиль и называется протектором. Эта часть шины отвечает за сцепление машины с дорогой, и именно от их качества зависит безопасность и комфорт поездки. По рисунку протектора выбирается назначение шин.

Рисунок на протекторе образуется канавками (продольными и поперечными) и может быть симметричным и асимметричным относительно середины протектора, направленным и ненаправленным.



Чем толще резина, тем глубже канавки, а если они имеют направление от центра к краю, тем лучше отводится снег и вода из области контакта шины с дорогой.

  • Симметричный ненаправленный рисунок является универсальным. Шины с таким рисунком имеют обычные рабочие характеристики и устанавливаются в любом положении (левое, правое).
  • Асимметричный ненаправленный рисунок имеет разные рисунки относительно середины протектора, которые образуют внешнюю (для сухого покрытия) и внутреннюю (для мокрого покрытия) стороны.

Их установка должна производиться строго в соответствии с маркировкой на боковине колес (левое или правое). Если рисунок симметричный и направленный, то из зоны контакта шины с дорогой при движении по канавкам будет интенсивно отводиться вода и снег. Ошибкой будет установить такие шины не по направлению вращения. Тогда вода будет не отводиться из зоны контакта, а наоборот, поступать, образуя водяную подушку, которая снизит сцепление с дорогой и способствовать торможения движения. Шины с асимметричным направленным рисунком относятся к категории «люкс». Внутренняя часть таких шин обеспечивает сцепление, а внешняя — отвод воды и снега. Установка таких шин требует большого внимания, чтобы и направленность их вращения и внутренняя сторона соответствовали рисунку на протекторе. Кроме того, рисунок протектора может быть крупным и мелким, а канавки — широкие или узкие, большой глубины или малой (микроканавки), продольные или поперечные.

Таким образом:

  • для летнего времени используются шины с глубокими продольными и мелкими поперечными канавками без микрорисунка. Чем глубже и извилистей продольные канавки, тем лучше из зоны контакта шин с дорожным покрытием отводится вода и грязь, и тем легче автомобиль будет в управлении. Для сухой дороги больше подходит рисунок протектора в виде V-образного рисунка. Помимо этого, шины изготовлены из жесткой резины, которая обеспечивает возможность их эксплуатации при температуре не ниже пяти градусов тепла.
  • для зимы больше подходят шины с более толстым протектором, имеющим глубокие продольные и поперечные канавки. По краям шин расположены более крупные сектора рисунка. Для увеличения сцепления именно на этих секторах могут быть изготовлены шипы. Также для увеличения сцепления на поверхности шин изготавливают ломели (мелкие разрезы), которые расположены перпендикулярно оси движения и придают устойчивость машине на поворотах. Резина для таких шин берется более мягкая, так как при низких температурах она твердеет.
  • всесезонные шины представляют собой промежуточный вариант между летними и зимними шинами. Рисунок протектора больше, чем у летних шин, изрезан канавками, которые имеют и большую глубину. Количество ламелей небольшое. Края протектора имеют резкий переход к боковым поверхностям шин. Резина таких шин эксплуатируется при температурах от минус пяти градусов до двадцати градусов тепла. Их использование особенно выгодно в местах с теплыми зимами.

Шины, изготовленные из более твердой резины с большим количеством ламелей, водоотводных каналов и острыми диагональными секторами протектора, относятся к европейскому типу. Эти шины хорошо зарекомендовали себя при движении по мокрому или укатанному снегу и пригодны для эксплуатации в теплую зиму.

Более твердая резина и крупный рисунок с меньшим числом ламелей относится к скандинавскому типу. Такая структура хорошо работает по большому снегу и льду в местах с плохими дорогами в отдаленных городах и сельской местности.

Следующий, расположенный под протектором, слой (брекер) состоит из обрезиненной, изготовленной из металлических, натуральных или синтетических нитей, ткани (корда). Брекер выполнен, как правило, многослойным и как бы армирует нижнюю часть покрышки. Он защищает расположенный под ним каркас от воздействия дефектов дорожного покрытия и возможных ударов. Каркас является основой шины, он прочный, упругий и изготовлен из слоев корда на синтетической или металлической основе. На каркас действуют как нагрузки сжатого воздуха внутри, так и воздействие дороги снаружи. В зависимости от расположения нитей корда шины различают радиальные и диагональные. Диагональные шины имеют один или более слоев, в которых нити перекрещиваются.

В таких шинах боковые поверхности более прочные, но и езда становится более жесткой. Радиальные шины имеют корд с расположением нитей вдоль ее радиуса. За счет этого шина становится более жесткой и эластичной и имеет сниженное сопротивление качению. Движение автомобиля на таких шинах становится плавным и комфортным. Следует отметить, что радиальные шины с эластичным каркасом могут быть выполнены как с камерой, так и без камеры.

Камера выполняется в виде трубы и играет роль емкости, заполненной воздухом, который нагнетается в нее через вентиль. Размер камеры должен быть в соответствии с размером полости покрышки, в которую она помещается. При наличии камеры любые проколы приводят шину в негодность, и движение на поврежденных покрышках становится невозможным. Повреждения камеры могут быть устранены путем ее ремонта, и покрышка снова готова к эксплуатации. Однако шины с камерами сегодня не столь популярны, как бескамерные, и постепенно уходят в прошлое.

Бескамерные шины имеют под каркасом герметизирующий слой, с помощью которого шина методом вулканизации закрепляется на диске. Этот слой способствует тому, что незначительные повреждения шины ей не страшны, он сдерживает процесс ее разгерметизации, а движение может быть продолжено. Кроме того, небольшие проколы могут быть заделаны пастой самостоятельно.

Такая конструкция более надежна и значительно повышает безопасность движения.

Немаловажным при выборе шин является производитель. Шины разных производителей отличаются качеством и ценой.

Наиболее надежные и качественные шины у известных мировых лидеров, таких как Bridgestone, Nokian, Michelin, Goodyear, Dunlop, Pirelli, Gislaved, Continental. Это шины премиум-класса и отличаются высокой ценой. Среди продукции, предлагаемой этими компаниями, имеются шины для внедорожников, зимние для сложного климата, летние шины c повышенными характеристиками износа за счет разработки новых материалов и конструкций. Специалисты этих фирм проводят научно-исследовательские изыскания с внедрением новых инновационных технологий. Этими шинами комплектуются дорогие и престижные автомобили.

Шины такого же высокого качества, но более доступные по цене производятся такими производителями, как BFGoodrich, Uniroyal, Kleber, Yokohama, Firestone, Fulda, Kumho, Hankook. Некоторые из них являются дочерними предприятиями известных брендовых предприятий, выпускающих шины премиум-класса. Их производство направлено на выпуск шин для экстремальных климатических условий, для влажных покрытий, они надежны, долговечны и входят в базовую комплектацию автомобилей повышенного спроса.

Менее качественные и недорогие шины, которые особенно популярны у нас, это отечественные производители и производители ближнего и дальнего зарубежья: ЯШЗ (Ярославский шинный завод, шины «Медведь»), Нижнекамскшина (шины «Кама»), МШЗ (Московский шинный завод, шины «Таганка»), Rosava (шины БЦ), Medeo и шины Fortio и Nordman или шины эконом-класса, изготовленные известными мировыми производителями или по их лицензиям.

При непосредственном приобретении шин также следует иметь в виду следующие важные моменты.

  • Каждая шина на боковой поверхности обязательно имеет дату изготовления. Помимо другой информации (модель или имя производителя шины, код транспортного средства, ширина, индекс нагрузки и др.), расположенной по кругу, дата показана в овале.
  • До 2000 года дата изготовления представляла собой трехзначное число (две первых цифры обозначают номер недели, а последняя год). Сегодня дата определяется по четырем цифрам, из которых первые две так и остались номером недели, а последние две обозначают год.
  • Пять лет — это срок хранения шины после ее изготовления. Проверьте, не истек ли он. Нелишним будет узнать и условия хранения шин. Холодный склад и хранение шин в высоких стопках, например, по двадцать штук, могут привести к деформированию нижних шин, что при эксплуатации даст радиальное биение.
  • Если Вам предложат очень старую модель шин по нереально низкой цене, например, шины, которые больше не производятся, не спешите покупать их. В случае выхода из строя одной, заменить ее другой такой же не представится возможным, и Вы вынуждены будете купить две новые, более дорогие шины. Лучше купить шины последних моделей, тогда сложности по замене одной не возникнут.

При покупке шипованной резины поинтересуйтесь формой шипа.

Они могут быть однофланцевые (гладкий цилиндр) или двухфланцевые (сложная форма). Последние более надежные.

И, наконец, покупая комплект шин, узнайте, не предоставляет ли магазин в качестве бонуса бесплатный шиномонтаж или хорошую скидку, а может, Вам предложат подарок или дисконтную карту.

При эксплуатации шин их установка и смена всегда должны заканчиваться балансировкой. Это позволит убрать биение колес. Однако следует помнить, что слишком загрязненные колеса с налипшим слоем грунта, особенно с внутренней его стороны, также могут привести к биению. И еще одна нужная мелочь — это баллончик с углекислым газом. Хорошо иметь его в запасе, и тогда с его помощью можно будет подкачать спущенные шины в любой момент.

Запись опубликована в рубрике Гараж. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.