Адаптация ребенка к условиям детского сада

У каждой мамы рано или поздно возникает вопрос о том, нужно ли отдавать своего ребенка в детский сад. Чаще всего причиной этого является выход на работу из декретного отпуска. У посещения этого дошкольного учреждения есть свои преимущества и недостатки, но самым острым вопросом становится как раз привыкание ребенка к саду.

Понятие и типы адаптации к детскому саду

Под адаптацией понимается процесс привыкания к новым условиям и обстановке. От подобных перемен даже взрослый человек может испытать стресс, поэтому неудивительно, что у маленьких детей такое приспособление к новым людям и новому месту протекает довольно нелегко. Темперамент и характер у всех малышей разные — кто-то быстро и легко привыкает к воспитателям и другим детям и идет с ними на контакт, а кто-то, наоборот, становится замкнутым и капризным. Ведь с посещением детского сада жизнь крохи резко меняется: мама, папа, бабушки и дедушки теперь не проводят с ним большую часть времени, нужно соблюдать режим дня и слушаться воспитателей, вокруг теперь много таких же детей, с которыми надо контактировать и общаться. Этих причин может быть достаточно для того, чтобы ребенок стал испытывать сильный стресс.

И в результате родители часто замечают следующие изменения со своим малышом:

  • расстройство сна;
  • снижение аппетита;
  • ухудшение речи и навыков самообслуживания;
  • перемены в двигательной активности;
  • снижение общительности и резкие перепады настроения;
  • уменьшение устойчивости организма к заболеваниям.

Важно понимать, что все это — следствия адаптации, поэтому не стоит злиться на малыша и воспринимать это как очередные капризы. Минимальная продолжительность такого привыкания длится месяц, а иногда этот период может растянуться и до полугода.

Адаптация к детскому саду подразделяется на следующую типологию.

1. Легкая адаптация продолжается примерно 4-5 недель. Именно такой тип привыкания переносят большинство детей. Крохи быстро привыкают к новым условиям, практически не болеют и все вышеописанные признаки адаптации быстро сходят на нет. Ребенок с легкой степенью привыкания без плача прощается с мамой и идет к другим детям, спокойно общается с воспитателем, может сам познакомиться и начать игру, нормально и без агрессии реагирует на сверстников, может без стеснения и плача попросить о помощи.

2. Адаптация средней тяжести протекает примерно до полутора месяцев, при этом малыш может часто болеть. Сама болезнь впоследствии не дает осложнений и нервных расстройств. Такая реакция объясняется тем, что во время общения дети могут заразиться друг от друга простудными или вирусными заболеваниями. В такой ситуации необходима консультация врача и следование его рекомендациям. Ребенок с такой степенью адаптации общается с понравившимся ему воспитателем, после непродолжительного напряжения и стеснения контактирует и играет со сверстниками, нормально реагирует и на похвалу, и на критику.

3. Тяжелая адаптация может продлиться до полугода. При этом ребенок может отреагировать на пребывание в детском саду не только частыми заболеваниями, но и нервным срывом. В этом случае кроха пуглив и замкнут, идет на контакт при помощи родителей или совсем отказывается общаться, может проявлять агрессию к другим детям или к воспитателям, не концентрирует внимание на игрушках и срывает коллективные игры, слишком нервничает на какое-либо замечание, все время спрашивает о маме, часто плачет. В таком случае малышу может помочь невролог или детский психолог, но также и родителям не стоит забывать о своей роли в привыкании к детскому саду.

Как помочь ребенку в такой нелегкий период?

Чтобы помочь своему крохе хорошо привыкнуть к детскому саду и избежать лишних стрессовых ситуаций для него, следует воспользоваться следующими советами:

1. Обучить некоторыми навыкам самообслуживания. Хорошо, если малыш до того, как пойдет в детский сад, будет уметь самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться, а также будет приучен к горшку.

2. Позитивно настраивать и себя, и ребенка. Лучше заранее рассказать ему о том, чем он будет заниматься в саду, как примерно это будет происходить, обыгрывать с игрушками различные ситуации с занятиями и режимом. Можно заранее познакомиться с воспитателем, чтобы для малыша она не была посторонним человеком, и привыкание в этом случае пройдет легче.

3. Примерно за месяц до посещения сада по максимум приблизить режим дня ребенка к распорядку дня дошкольного учреждения. Также не стоит сильно менять график в выходные дни, иначе малышу придется привыкать к режиму практически заново, что опять же может заставить его нервничать.

4. Нужно обязательно интересоваться у ребенка, как прошел день в саду, чем именно он занимался, что больше всего понравилось, с кем из ребят подружился или просто играл вместе. И следует обращать внимание на какие-либо жалобы ребенка, впоследствии проверив обстановку или поговорив с воспитателем. Если что-то беспокоит или настораживает, можно перевести ребенка в другую группу.

5. Положительно отзываться о детском саду и воспитателе при ребенке. Если вдруг что-то вызывает сомнения или беспокойство, не стоит делиться этим именно с крохой.

6. Обязательно называть малышу конкретное время своего возвращения за ним и сдерживать свое обещание. Если ребенок будет точно знать, когда мама вернется за ним, он будет себя ощущать гораздо спокойнее и увереннее. И поэтому не стоит опаздывать и приходить позже названного времени.

7. Нужно придумать вместе с ребенком свою традицию прощания — например, воздушный поцелуй или недолгие объятия. В то же время не стоит прощаться слишком долго — это может вызвать дополнительное беспокойство и слезы.

8. Можно дать крохе с собой его любимую игрушку, которая будет напоминать о доме. Подготавливать все необходимое для сада лучше накануне вечером, чтобы избежать излишней суеты и не нервничать.

9. Нужно приучать ребенка к саду не резко, а постепенно. Сперва достаточно оставлять его в группе на пару часов, а через неделю или две попробовать постепенно увеличивать время и оставлять на дневной сон. Если все пройдет гладко и без стресса для ребенка, то можно будет оставить его уже на целый день.

10. При первых признаках простуды или какого-либо заболевания следует оставить ребенка дома и проконсультироваться с врачом. В противном случае, из-за посещения сада во время простуды могут возникнуть осложнения.

Адаптация к детскому саду — непростой период как для ребенка, так и для его матери. Поэтому чтобы она прошла успешно и положительно, нужны, в первую очередь, спокойствие, терпение, уверенность и позитивный настрой родителей.

Запись опубликована в рубрике Воспитание детей. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.